Обложка журнала "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья"·1·2015

Журнал "Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья" 1 · 2015


СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ ПРИ НАЗЕМНОЙ ПРОКЛАДКЕ ТРУБОПРОВОДА В РАЙОНАХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ (С. 3-6)

Н.А. КОЛОКОЛОВА, ст. преподаватель кафедры гидравлики и гидромашин
Н.А. ГАРРИС, д.т.н., проф., зав. кафедрой гидравлики и гидромашин ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена разница определения коэффициента теплопередачи в летний и зимний период эксплуатации нефтепровода. Приведены результаты теплогидравлического расчета. Предложен алгоритм расчета коэффициента теплопередачи для наземной прокладки трубопровода.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мерзлота, наземные трубопроводы, тепловое взаимодействие, регулируемый теплообмен, коэффициент теплопередачи.

ТРАНСПОРТ НЕФТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КАВИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ С УЧЕТОМ ОБВОДНЕННОСТИ (С. 7-13)

В.Х. НУРУЛЛАЕВ, к.т.н., инженер
Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР), Управление «Нефтепроводы»  (Азербайджан, AZ1025, Баку, пр-т Ходжалы, д. 28). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Г.Г. ИСМАЙЫЛОВ, д.т.н., проф., зав. лаб. «Сбор, подготовка и транспорт нефти и газа»
Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР), НИПИ «Нефтегаз»  (Азербайджан, AZ1012, Баку, пр-т Зардаби, д. 88А)
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена существующая устойчивая тенденция к увеличению объемов добычи и транспортировки, так называемых, аномальных нефтей, содержащих большое количество парафина, и эмульсий, имеющих высокие температуры застывания и, соответственно, аномальные реологические свойства, а также необходимость разработки новых и оптимизация применяемых технологий транспортировки нефти с учетом ее реологических свойств и эксплуатационных характеристик нефтепроводов. На основании кавитационных процессов имеется возможность установить общие закономерности регулирования физико-химических свойств нефти для использования в технологии трубопроводного транспорта. Представлены результаты проведенных лабораторных исследований для оценки влияния содержания конденсата-разбавителя на реологические и физико-химические показатели транспортируемых обводненных нефтей при различных температурах. При проведении исследований были использованы конденсат и нефтяная проба с начальной обводненностью 38 и 50%. Предлагаемые математические формулы дают по сравнению с правилом аддитивности более приемлемые результаты и хорошо согласуются с данными  экспериментального определения плотностей. При этом средняя погрешность определения плотности смеси не превысила 0,2%.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кавитация, аномальная нефть, физико-химические свойства, фракционный состав, трубопроводный транспорт, аддитивность.

ОЦЕНКА ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ДЛИТЕЛЬНО ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ РЕЗЕРВУАРОВ (С. 14-18)

Г.Х. Самигуллин, к.т.н., зав. кафедрой транспорта и хранения нефти и газа
ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (Россия, 199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия д. 2). E-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены вопросы усовершенствования алгоритма оценки остаточного ресурса длительно эксплуатируемых вертикальных цилиндрических резервуаров в условиях коррозионного повреждения в целях повышения безопасности их дальнейшей эксплуатации. Представлен расчет ресурса, в котором учитывались погрешность измерений толщины стенки, статистический разброс исходных данных и условия эксплуатации резервуара.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: остаточный ресурс, резервуары, методика, неразрушающий контроль.

ЭКСПРЕСС-СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ (С. 19-22)

С.В.  КИТАЕВ, д.т.н., проф., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
Р.Р.  ФАРУХШИНА, аспирант, ассистент кафедры транспорта и хранения нефти и газа
ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
На собственные нужды магистрального транспорта газа расходуется около 9% добываемого газа, поэтому сокращение расходования газа на собственные нужды является актуальной задачей. При эксплуатации газоперекачивающих агрегатов на магистральных газопроводах контроль за потреблением энергоресурсов осуществляется на основе показателей энергетической эффективности, определяемым с применением расчетных методик. В состав показателей энергоэффективности газоперекачивающих агрегатов входят коэффициент полезного действия и удельный расход топливного газа. Для удобства расчета показателей энергоэффективности в работе получен и практически обоснован экспресс-способ определения удельного расхода топливного газа по параметрам работы газоперекачивающих агрегатов, контролируемым штатной системой автоматики. Предлагаемая аналитическая зависимость может быть интегрирована в станционные системы мониторинга, нужно лишь заранее подобрать эмпирические коэффициенты для конкретного типа агрегата.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: газоперекачивающий агрегат, показатели энергетической эффективности, коэффициент полезного действия, удельный расход топливного газа.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (С. 23-26)

П.В. МАКАРОВ, к.ф.-м.н., доцент
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Россия, 119991, Москва, Ленинский проспект, д. 4)
А.С. Михеев, начальник отдела
Н.Д. Симачев, к.ф.-м.н., ст.н.с. ОАО «ЦНИИ «Курс» (Россия, 105187, Москва, Кирпичная улица, д. 34а) E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
В статье представлена методика оценки эффективности применения сложных технических систем на примере разрешения проблем в области судового радиоэлектронного оборудования с использованием имитационного моделирования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: судостроение, сложные технические системы, эффективность, имитационное моделирование.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И АВТОМАТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА БЕЗОПАСНУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ (С. 27-30)
И.В. Прахов, к.т.н., доцент кафедры электрооборудования и автоматики промышленных предприятий
И.Р. Фарваев, магистр кафедры электрооборудования и автоматики промышленных предприятий
А.Г. Бикметов, магистр кафедры электрооборудования и автоматики промышленных предприятий 
Филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Салават  (Россия, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д.  22а/67)
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены мероприятия, направленные на снижение аварийности и травматизма на производстве. Представлено формальное разделение причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев на три основные группы: нарушение мотивационной, ориентировочной и исполнительной части действий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безопасность, человеческий фактор, авария, электрическая сеть, профессиональный подбор, опасность.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ППС (С. 31-36)
В. М. Приходько,  д.т.н., проф., чл.-корр. РАН
А. Е. Шеина, аспирант ФГБОУ ВПО Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Россия, 125319, Москва, Ленинградский просп., д. 64) E-mail:  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Для проведения промывочных работ на промывочно-пропарочных станциях широко используются центробежные чугунные насосы. В данной статье рассмотрены причины увеличения времени, необходимого для промывки железнодорожных цистерн ввиду коррозионного износа центробежных насосов. С помощью метода моделирования обобщаются возможные последствия неэффективной эксплуатации насосов, перекачивающих воду для промывки.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коррозия, промывка железнодорожной цистерны, снижение подачи

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ УГЛЕВОДОРОДОВ  

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОй  СИСТЕМЫ «ПЛАСТ-СКВАЖИНА» (С. 37-41)
А.В. Мамедов, к.т.н., доцент кафедры разработка и эксплуатации нефтяных месторождений
А.М. Нагиев,  аспирант  кафедры разработка и эксплуатации нефтяных месторождений 
Азербайджанская государственная нефтяная академия (Азербайджан, AZ1010, Баку, пр-т Азадлыг, д. 20)
АННОТАЦИЯ
Производственно-технологические схемы процесса добычи нефти требуют постоянного регулирования режимов работы скважин и проведения необходимых исследований с целью оперативного перераспределения потенциально возможных излишне высоких энергетических затрат.  В статье рассмотрены пути повышения технологических характеристик на основе согласованности работы эксплуатационных объектов, что особенно важно при разработке месторождений в морских и других осложненных условиях. Показаны пути повышения технологических характеристик на основе согласованности работы эксплуатационных объектов. Анализ выявленных корреляционных плеяд показал возможность диагностирования изменения синергетического состояния пластовой системы, хорошо согласую­щейся с результатами фрактального анализа промысловых данных о работе фонда сква­жины. Предложенный подход позволяет оперативно выявлять потенциальные возможности многопластовой нефтенасыщенной эффективной мощности и принимать решения по выбору геолого-технических мероприятий с учетом ее эволюции и минимизации энергоресурсозатрат.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: режим, работа, объект, скважина, анализ, корреляция, плеяды, решение. 

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ПУТЕШЕСТВИЕ НЕФТИ ПО ЗЕМНОМУ ШАРУ (С. 42-46)
Э.М. Мовсумзаде,  д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования
Б.Н.  Мастобаев,д.т.н., проф., зав. кафедрой транспорта и хранения нефти и газа
ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Э.Э.Мамедъяров, Нью-Йоркский университет
АННОТАЦИЯ
В статье профессора Э.М. Мовсумзаде и его коллег, публикуемой в данном номере, сделана попытка показать, как удалось художникам отразить на своих полотнах становление и развитие нефтяного дела, впервые представлены новые художественные произведения по морским пейзажам.В стадии подготовки находятся рукописи еще двух статей: об отражении в работах художников процессов развития нефтегазового дела в Африке и Азии, а также о том, как видели художники различные аспекты хранения и транспортировки нефти и газа. Эти статьи будут опубликованы в последующих номерах журнала.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: транспорт, нефтяной путь, художественный характер, морской путь, путешествие по земному шару.

 

Фотогалерея

КОНТАКТЫ


Индекс: 119313
Москва, улица Гарибальди, д. 4Г
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Телефон редакции:
+7 (916) 593-05-29